Деятельность солнечной энергетики в Украине. Барьеры и перспективы дальнейшего развития

Многолетний опыт сотрудничества компании ИК˚НЕТ с иностранными инвесторами показывает, что существуют серьезные проблемы, связанные с реализацией проектов альтернативной энергетики в Украине, и прежде всего солнечной энергетики. На сегодняшний день имеется ряд проблем, которые значительно ограничивают возможности дальнейшего развития солнечной энергетики.

ИК НЕТ, как эксперт и практик в этой области, предлагает рассмотреть основные шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы помочь украинскому рынку возобновляемых источников энергии в решении проблем на законодательном уровне.

Что сделано

С 1 апреля 2009 года вступил в силу соответствующий Закон Украины, направленный на создание стимулов использования возобновляемых источников энергии, который, в результате, дал значительный толчок развитию альтернативной энергетики. Данным законом были установлены дифференцированные «зеленые» тарифы для электроэнергии, полученной в результате использования энергии солнца, ветра, воды, биомассы и биогаза.

Зеленый тариф - специальный тариф на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, который в несколько раз превышает тариф для станций, использующих традиционные ресурсы, и направлен на поощрение вложений инвестиций в эту отрасль. Величина "зеленого" тарифа зависит от года ввода объекта в эксплуатацию.

Кроме этого, законодательством было предусмотрено ряд льгот и стимулов для объектов альтернативной энергетики, а именно:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль до 2020 года включительно;
  • освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и ввозной пошлины на оборудование и комплектующие, поставляемые в Украину в рамках альтернативной энергетики;
  • 100% производимой электроэнергии гарантированно покупает ГП «Энергорынок»;
  • привязка «зеленого» тарифа к евро, что позволяет защитить инвестора от инфляционных рисков.

Что работает не безупречное

Теоретически такие стимулы должны способствовать стремительному вложению инвестиций в капиталоемкие проекты солнечной энергетики. Но на практике это работает небезупречно из-за несогласованности требований, предусмотренных Законом, с реалиями.

Среди существующих проблем, которые создали угрозу дальнейшего развития солнечной энергетики в Украине, хотим выделить следующие.

1. Местная составляющая.

Основной преградой в развитии солнечной энергетики в Украине стала местная составляющая с учетом фиксированных долей оборудования отечественного производителя.

Вышеуказанный Закон установил для проектов альтернативной энергетики обязательное требование соблюдать так называемую местную составляющую, которая представляет собой стоимость оборудования или услуг отечественного производителя. Такое требование было достаточно приемлемым для девелоперов и понятным, поскольку тем самым государство предусмотрело механизмы защиты внутреннего рынка товаров и услуг от захвата иностранным товаром по демпинговым ценам.

Однако с 2011 года на законодательном уровне были приняты такие нововведения, которые стали основным препятствием в развитии солнечной энергетики в Украине. А именно – соответствующие изменения в части установления местной составляющей с учетом фиксированных долей. Под понятием фиксированной доли следует понимать четко установленный процент для каждого из таких элементов местной составляющей, как оборудование, материалы и строительно-монтажные работы.

Начиная с 1 июля 2014 года, чтобы получить «зеленый» тариф, фиксированная доля солнечных модулей украинского происхождения должна составлять не менее 50%. Благодаря таким требованиям вложение инвестиций в разработку проектов солнечной энергетики было остановлено еще за полгода до указанной даты. Это связано со следующим: реализация проектов солнечной энергетики требует значительного времени, в том числе за счет длительной их подготовки (получение разрешительной документации, решение земельных вопросов, согласования проекта и т.д.). Так что потенциальные инвесторы не рискнули вкладывать свои средства в солнечные проекты, поскольку почувствовали угрозу не успеть задекларировать ввод объекта в эксплуатацию до 1 июля 2014 года.

Такие риски стоили бы инвестору напрасно потраченные миллионы евро, поскольку удовлетворить требование местной составляющей в размере 50% по установленным фиксированным долям в Украине невозможно. Принимая соответствующий Закон, государством не были учтены реальные возможности отечественных производителей в такой ограниченный период времени наладить свое производство высококачественного, энергоэффективного оборудования (в виде солнечных модулей) и выйти на рынок по конкурентоспособной цене. Лоббирование Закона с фиксированной долей местной составляющей стало выгодным только некоторым игрокам рынка, создав при этом их монопольное положение.

2. Процедура присоединения.

Большая часть электрических сетей нуждается в реконструкции и модернизации (замене ЛЭП, трансформаторов и пр.) в случае подключения дополнительной мощности в виде новых солнечных электростанций (СЭС). Такая реконструкция требует значительных капиталовложений. Вместе с тем, Законом Украины «Об электроэнергетике» предусмотрено присоединение объектов альтернативной энергетики за средства энергопередающей компании (Облэнерго) в том числе за счет поворотно-финансовой помощи для заказчика (инвестора). Это означает, что средства, которые инвестор вкладывает в схему выдачи мощности СЭС, Облэнерго должен затем вернуть. Но на самом деле на сегодняшний день механизм поворотно-финансовой помощи государством не разработан. В связи с этим инвестор не может определить порядок и время проведения процедуры присоединения по указанному способу. Поэтому в большинстве случаев подключение объектов с использованием возобновляемых источников энергии осуществляется за собственные средства инвесторов, что объясняется их заинтересованностью реализовать свои проекты в оптимальные сроки. Тем самым инвестор защищает себя от определенных рисков.

3. Условия подготовки проекта.

Одной из причин низкого темпа внедрения проектов солнечной энергетики и "отпугивания" инвесторов является длительный процесс подготовки проекта. У инвестора отсутствует желание тратить время и деньги на выполнение ряда подготовительных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством Украины. Не имея практического опыта подготовки таких проектов в Украине, инвестора в основном интересуют готовые площадки под строительство СЭС, с уже полученными документами. Но досконально разработанного ресурса, который бы позволил инвестору осуществить поиск таких площадок в Украине, не существует.

Предложения ИКНЭТ

Предложение 1. Считаем целесообразным отменить фиксированные доли местной составляющей для солнечных электростанций. Тем самым инвестору предоставляется возможность самостоятельно определять долю инвестиций в местную составляющую. Средства, которые будет распределять инвестор для наполнения местной составляющей могут быть направлены на:

  • проектные работы;
  • приобретение основного оборудования;
  • реконструкцию электрической сети для присоединения объекта;
  • выполнение строительно-монтажных работ и пр.

Учитывая тот факт, что производство солнечных панелей и инверторов в Украине не налажено, инвестор в основном будет вкладывать средства в модернизацию и реконструкцию электрических сетей для присоединения СЭС.

Такое нововведение должно повысить интерес инвесторов к солнечным проектам в Украине, за счет возможности самостоятельно принимать решения по выбору и закупке оборудования с точки зрения экономической целесообразности, а не принудительной необходимости.

Предложение 2. На сегодняшний день «зеленый» тариф для солнечных объектов электроэнергетики является достаточно высоким. В то же время тарифы для объектов, использующих биомассу и биогаз, которые генерируют электроэнергию в сеть равномерно и круглосуточно, являются необоснованно заниженными в сравнение с тарифами для СЭС с неравномерным распределением генерации на протяжении суток.

Для установления компромисса между инвестором и государством, предлагаем для проектов солнечной энергетики, которые еще не введены в эксплуатацию или находятся на стадии начального проектирования и не понесли значительных капитальных затрат, внести изменения по уменьшению существующего размера «зеленого» тарифа до экономически обоснованного уровня следующим образом:

  • для наземных солнечных электростанций мощностью выше 10 МВт – на 50%.
  • для крышевых/фасадных проектов – на 10%.

Это необходимо для того, чтобы создать более привлекательные условия для внедрения маломощных проектов и в целом увеличить их объем в энергетическом секторе. В свою очередь внедрение маломощных проектов СЭС позволит обеспечить равномерное распределение нагрузки на объединенную энергетическую систему Украины.

Уменьшение размеров «зеленого» тарифа для разных видов СЭС, дифференцированных по мощности, выглядит следующим образом:

Вид солнечной электростанции

Коэффициент и размер «зеленого» тарифа,

по состоянию на 01.05.2014

Уменьшение «зеленого» тарифа от существующей величины,%

Коэффициент и размер «зеленого» тарифа,

в случае его уменьшения

Кзт

ЗТ, евроценты

%

Кзт

ЗТ, евроценты

наземная мощностью до 1 МВт

3,50

33,93

20

2,80

27,14

наземная мощностью до 10 МВт

3,50

33,93

30

2,45

23,75

наземная мощностью более 10 МВт

3,50

33,93

50

1,75

16,96

на крышах и / или фасадах зданий мощностью более 100 кВт

3,60

34,90

10

3,24

31,41

на крышах и / или фасадах зданий мощностью менее 100 кВт

3,70

35,87

10

3,33

32,28

Предложение 3. Так как механизм поворотно-финансовой помощи в части присоединения к электрическим сетям не действует для объектов альтернативной энергетики, считаем целесообразным предусмотреть такие условия по присоединению этих объектов, как в случае нестандартного присоединения. Это поможет заказчику самостоятельно контролировать срок выполнения проектно-сметной документации, объем работ, необходимых для присоединения, и, непосредственно, оплату стоимости за присоединение, а также сократить срок выполнения всех работ. Следует отметить, что оплачивая услуги по присоединению по нестандартным условиям, одновременно инвестор выполняет требование местной составляющей (в случае отсутствия фиксированных долей, как это предлагалось выше), что является обязательным условием для получения «зеленого» тарифа.

Кроме непосредственной модернизации сетей, такое изменение облегчит правила игры для инвесторов и будет способствовать поступлению иностранных инвестиций.

Предложение 4. В помощь инвестору и для улучшения условий привлечения инвестиций в солнечные проекты, предлагаем разработать усовершенствованный информационный ресурс в виде интерактивной карты альтернативной энергетики Украины (далее - "Карта").

Данная "Карта" позволит осуществлять оптимальный поиск проектов по определенным критериям, в том числе наличия разрешительных документов, таких как:

  • Право землепользования и целевое назначение земли под застройку;
  • Технические условия на присоединение объекта к внешним электрическим сетям;
  • Технические условия по пожарной и техногенной безопасности, экологии и другие;
  • Градостроительные условия и ограничения;
  • Топогеодезическая и геологическая документация;
  • Отчет по анализу солнечной радиации;
  • Проектная документация по объекту с соответствующими согласованиями;
  • Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ и другие.

Разработанная «Карта» по таким критериям сможет ускорить темпы реализации проектов солнечной энергетики. Кроме того, по образцу карты солнечных проектов будет целесообразно внедрять такие карты в других секторах возобновляемой энергетики, в целях содействия улучшению инвестиционного климата в этой области.

Итоги

Все предложения ИКНЭТ предусматривают преимущества для всех участников реализации проекта, среди которых следует выделить следующие:

Для инвестора:

  • создание гибких условий для принятия самостоятельных решений в части наполнения инвестициями местной составляющей;
  • упрощение условий обеспечения местной составляющей в целом;
  • установление понятных условий присоединения объектов к электрическим сетям;
  • оптимизация условий поиска инвестиционных проектов солнечной энергетики с помощью "Карты";

Для Облэнерго:

  • модернизация и реконструкция электрических сетей Облэнерго за средства инвестора;

Для государства:

  • пополнение государственного бюджета (за счет налоговых платежей);
  • поддержание отечественного производителя.

Вышеперечисленные преимущества позволят обеспечить устойчивое развитие солнечной энергетики и будут способствовать избеганию монопольного положения на внутреннем рынке, создавая равные условия для всех. В обратном случае, в условиях действующего закона, солнечная энергетика в Украине просто не сможет развиваться. Спасти этот сектор альтернативной энергетики могут только правильные законодательные изменения, принятые в ближайшее время.


19.07.2015