С целью инвестирования проектов возобновляемой энергетики в Украине предлагаем рассмотреть основные принципы функционирования энергетической отрасли страны.

1. Общее состояние. Инфографика

Производство электроэнергии в Украине осуществляется за счёт атомных (51%), тепловых (37%), гидроэлектрических и других источников энергии (12%). Обеспеченность собственным углём оценивается на уровне 92%, нефтью – на 18%, природным газом – на 22%. Ядерное топливо практически полностью импортируется. Доля собственных ресурсов в топливно-энергетическом балансе Украины составляет почти 50%.

Структура генерации Объединенной электроэнергетической системы (ОЭС) Украины (по состоянию на 05.05.2015)

АЭС – 57,7%;

ТЭС – 31,7%;

ТЭЦ – 4%;

ГЭС и ГАЭС – 5,6%;

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – 1%.

Структура генерации Объединенной электроэнергетической системы (ОЭС) Украины

(по состоянию на 05.05.2015)

 

Структура генерации ОЭС Украины

Эксперты утверждают, что технически достижимый энергетический потенциал возобновляемых источников энергии Украины достигает 50% общего энергопотребления. На данный момент Украина почти не использует эти возможности. Доля альтернативной энергетики составляет всего 1%. Её основными источниками является ветровая, солнечная, геотермальная энергия, энергия рек, биомассы, окружающей среды с использованием тепловых насосов.

Структура возобновляемой энергетики Украины 

(по состоянию на ноябрь 2015 года)

 

Структура возобновляемой энергетики Украины

В последние годы наиболее активно развивались солнечные электростанции (СЭС), тогда как введение новых мощностей ветровых электростанций в Украине в 2015 году замедлилось почти в 8 раз из-за аннексии Крыма и продолжительных боевых действий на Донбассе. Тем не менее, до 2020 года Украина обязалась увеличить долю "зеленой" генерации до 11%. 

2. Субъекты электроэнергетической отрасли Украины

Функционирование украинского энергетического рынка обеспечивают следующие субъекты:

Структура украинского энергетического рынка

Минэнергоуголь – главный орган в формировании и обеспечении реализации государственной политики в электроэнергетическом, ядерно-промышленном, угольно-промышленном, торфодобывающем и нефтегазовом комплексах.

ГП "Энергорынок" – государственное предприятие, которым осуществляется покупка всей электрической энергии, выработанной на электростанциях, и вся её оптовая продажа.

ГП "НЭК "Укрэнерго" – централизованная диспетчерская система оперативно-технологического управления производством, передачей, распределением и снабжением электрической энергии (системный оператор).

Госэнергонадзор – государственная организация, которая осуществляет надзор за режимами потребления энергии с целью организации устойчивой работы объединенной энергетической системы Украины и разрабатывает методологии сбора и анализа информации для прогнозов электропотребления на кратко- и долгосрочный периоды.

НКРЭКУ – орган государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, который способствует развитию конкуренции в отрасли и организации эффективного рынка электроэнергии.

Энергоснабжающая организация (Облэнерго) – энергетическая компания, которая специализируется на снабжении и передаче электрической энергии потребителям Украины.

Основные функции:

  • передача и снабжение электрической энергии;
  • эксплуатация линий электропередач,  подстанций и другого оборудования;
  • проектирование, строительство, расширение, реконструкция, техническое переоснащение и капитальный ремонт электрических сетей.

Проектная организация – выполняет работы по изготовлению проектной и сметной документации, её согласование в заинтересованных организациях.

Строительно-монтажная организация – выполняет работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, а также монтаж оборудования.

3. Основной законодательный акт

Главным законодательным актом, которым регулируется вся энергетическая отрасль Украины, является Закон Украины "Про электроэнергетику".

http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/575/97-%D0%B2%D1%80/print1443702543251229

Этим Законом определяются правовые, экономические и организационные принципы деятельности в электроэнергетике и регулируются отношения, связанные с производством, передачей, распределением, поставкой и использованием энергии.

Учитывая тот факт, что государственная политика в электроэнергетике базируется на принципе содействия развитию альтернативной энергетики, в 2009 году был установлен "зеленый" тариф для электростанций, которые вырабатывают электроэнергию из альтернативных источников энергии. Срок применения "зеленого" тарифа предусмотрен до 2030 года.

К альтернативным источникам, для которых устанавливается "зеленый" тариф, относятся:

  • энергия солнечного излучения;
  • энергия ветра;
  • биомасса;
  • биогаз;
  • микро-, мини- и малые гидроэлектростанции;
  • геотермальная энергия.

Величина размера "зеленого" тарифа определяется для каждого вида альтернативного источник отдельно.

Следует обратить внимание на то, что на электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, возможно использование оборудования любых производителей. При этом, в качестве бонуса, при условии применения оборудования украинского производства на объекте энергетики до 2025 года предусмотрена надбавка к "зеленому" тарифу в размере от 5 до 10 %. 

Также с целью защиты инвесторов от инфляционных рисков существует привязка "зеленого" тарифа к евро.

На государственном уровне обеспечивается оплата в полном объеме всей выработанной электроэнергии электростанциям, вырабатывающим электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии (http://iknet.com.ua/ru/energy-licensing-tariffs/).

А именно, ОРЭ в каждом расчетном периоде обязан покупать у субъектов хозяйствования, для которых установлен "зеленый" тариф, и осуществлять полную оплату стоимости электрической энергии, выработанной на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии, по "зеленому" тарифу с учетом надбавки к нему.

При этом следует отметить, что порядок покупки и расчетов по "зеленому" тарифу утверждается НКРЭКУ.

4. Основные этапы реализации бизнес-проекта

Отличительной особенностью получения "зеленого" тарифа в Украине, по сравнению с другими странами мира, является то, что его получение возможно только после полного окончания строительства электростанции, которая осуществляет генерацию из альтернативного источника энергии с подключением её к сети и получение лицензии на производство электроэнергии. То есть, получение "зеленого" тарифа возможно только после прохождения всех этапов реализации бизнес-проекта.

Среднестатистический срок окупаемости проектов альтернативной энергетики в Украине составляет 4 года.

Основные этапы реализации бизнес-проекта и краткое содержание каждого из них:

Этапы реализации бизнес-проекта в альтернативной энергетике

 

Аудит проектов энергетики – выполняется с целью анализа существующих документов, исследования земельного участка, анализа законодательной базы, анализа существующих сетей электроснабжения, теплоснабжения, анализа потенциала источника альтернативной энергии, выбора основного оборудования.

Концепция проекта – включает рассмотрение возможных сценариев реализации проекта (по основным техническим и экономическим показателям), определяет условия реализации проекта в соответствии с действующим законодательством в сфере энергетики, определяет потенциальные возможности и риски проекта, обзор рынков сбыта электрической/тепловой энергии, а также соответствующие гарантии, оценку потенциальных возможностей инвесторов по обеспечению достаточных условий для оптимальной работы генерирующего объекта (логистика и вспомогательная инфраструктура), определение оптимального алгоритма реализации проекта, который учитывает возможности использования упрощенных процедур, оптимизации сроков реализации и расходов по проекту.

Бизнес-план – необходим для привлечения инвестиций в проект (банковских кредитов, паевого участия инвесторов и других источников финансирования). Кроме того, разработка бизнес-плана включает тарифную модель для расчета тарифа на производство электрической/тепловой энергии.

Проектирование и строительно-монтажные работы – выполнение проектных работ, строительство и введение объекта в эксплуатацию в предусмотренные инвестором сроки.

Лицензирование и тарификация – данный этап предусматривает получение в НКРЭКУ лицензии на производство электрической энергии, расчет тарифной модели и утверждение "зеленого" тарифа.

Заключение Договора покупки-продажи электрической энергии с ГП "Энергорынок"– получение средств от продажи выработанной электрической энергии.

5. Выводы

Среди всех стран СНГ и многих государств Азии Украина является единственной страной, в которой на сегодняшний день созданы благоприятные условия для развития бизнес-проектов, а именно строительство электростанций, осуществляющих генерацию электроэнергии из альтернативных источников. На данный момент 132 объекта получили гарантированный государством "зеленый" тариф. Следует отметить, что в Украине "зеленый" тариф является одним из наиболее высоких среди стран Европы. 

За последние годы Украина значительно продвинулась в усовершенствовании процедуры внедрения проектов возобновляемой энергетики.

В частности, внесение последних изменений в действующее законодательство Украины посодействовало обеспечению надежного и устойчивого фундамента для внедрения бизнес-проектов альтернативной энергетики страны.

Исключение обязательного соблюдения требования местной составляющей в структуре "зеленого" тарифа обеспечило возможность инвестору свободно выбирать оборудование для электростанции. Расширение перечня альтернативных источников энергии, которым устанавливается "зеленый" тариф, обеспечило возможность выбора наиболее экономически целесообразного варианта для инвестиций.

Простые решения сложных задач